Четверг, 23.11.2017
Мой сайт

Нужно ли исправлять дефекты речи?

 

В настоящее время более 50% поступающих в наши школы детей имеют дефекты в произношении звуков речи. Эта ситуация усугубляется тем, что многие родители считают эти дефекты «мелочью», на которую можно не обращать особого внимания – другое дело, когда ребенок заикается или когда у него вообще не появляется речь… Однако беда родителей состоит в том, что они не могут представить себе заранее, когда и при каких обстоятельствах эти не исправленные в своё время у ребенка звуки могут «встать ему поперек дороги» и вызвать у него горький упрек в их адрес… Поэтому позвольте показать сейчас хотя бы некоторые отрицательные «стороны» неправильного звукопроизношения.

1. Прежде всего, как бы многие люди ни пытались сознательно закрывать глаза  на это, дефектное произношение человеком даже одного только звука очень портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная и глубокая по своему содержанию речь сразу как бы несколько «обесценивается» в глазах слушателей, хотим или не хотим мы это признать. Вам приходилось когда-нибудь слышать «картавых» или «шепелявых» лекторов? Вспомните о производимом ими на вас впечатлении!

2.Во многих случаях дефекты в произношении звуков (в частности, замены одних звуков другими) отражаются на письме и приводят к появлению так называемых дисграфий. А это значит, что из-за  не исправленного своевременно звукопроизношения у ребенка будет страдать успеваемость по русскому языку.

3. Неустраненный дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических наслоений», то есть связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребенок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко его передразнивают, доводя иногда до слез и до нежелания посещать школу.

4. Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. К логопедам нередко буквально прибегают юноши, которых, говоря их словами, «только из-за одного несчастного звука» не принимают в военные училища. Это же относится и ко многим профессиям, связанным с речью, - путь к ним для таких подростков оказывается полностью закрытым. А для тех, кто хочет поступить в школу с углублённым изучением иностранного языка, эта преграда на пути к получению образования начинает возникать уже с детских лет.

5. Многие взрослые люди, обращаются к логопедам по поводу дефектов звукопроизношения, высказывают обиды в адрес своих родителей, не позаботившихся об этом своевременно. Эти люди обычно бывают готовы приложить любые старания для устранения своего «безобидного» дефекта, принёсшего им столько неприятных переживаний.

6. В последние годы логопеды всё чаще и чаще встречаются с совершенно однотипными дефектами в произношении звуков речи как у детей, так и у их родителей. А это значит, что в подобных случаях ребенок усваивает неправильную артикуляцию звука по подражанию. И помочь такому ребенку бывает значительно сложнее, потому что, занимаясь у логопеда, дома он так и продолжает слышать неправильную речь. И начинать коррекцию звуков иногда приходится с самих родителей. Так не проще ли было бы сделать это в их теперь уже далеком детском возрасте, сразу тем самым прервав эту «патологическую» цепочку?

 

© olga-v-korotkova

Сделать бесплатный сайт с uCoz