Четверг, 23.11.2017
Мой сайт

Ребенку тяжело учиться

 

                Что делать, чтобы ребёнок хорошо учился? Этот родительский вопрос усугубляется обидой: «Ведь соображает же, а учиться не может. Или не хочет, такой-сякой?»

                В ход идут разнообразные теории, родители осваивают передовые методики обучения, и уже не хуже учителя понимаю ход образовательного процесса. А толку – мало! Пятёрок не становится больше.

                Мы попытались собрать все эти трудности, связанные с обучением школьников, в одну таблицу,  и постарались указать возможные причины этих трудностей.

 

Таблица трудностей в учёбе

Трудности в учебе

Причина трудностей: недостаточное развитие…

Рекомендации

1. Пропускает буквы в письменных работах

Концентрации внимания

 

 

 

Работоспособности

Слоговой структуры слова

 

Языкового анализа и синтеза.

 

Индивидуально-типологические особенности ребенка.

Работа с корректурными пробами.

 

 

Необходим щадящий режим.

Требуется консультация логопеда.

Требуется консультация логопеда.

Советы для астеничных детей.

2. Неразвита орфографическая зоркость (не видит места, где нужно применить правило)

Саморегуляции и произвольной деятельности.

Приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу).

Объема и распределения внимания.

Оперативной памяти.

 

 

Фонематического слуха.

 

 

 

Работа с таблицами Шульте

Методики развития оперативной памяти (см ниже таблицы).

Требуется консультация логопеда.

3. Невнимателен и рассеян

Саморегуляции и произвольной деятельности.

Объёма внимания.

Концентрации и устойчивости внимания.

 

Учебной мотивации.

 

Работоспособности.

 

 

Работа с корректурными пробами, таблицами Шульте.

Стимуляция познавательной активности.

Щадящий режим, учёт индивидуальных особенностей.

4. Трудности при пересказе текста.

Умения планировать свои действия.

Речи.

 

 

 

 

 

Логической памяти.

Мыслительных операций.

 

 

Уверенности в себе.

 

Требуется консультация логопеда. Возможно, необходимы занятия по развитию речи. (см. тест «Нужны ли моему ребенку занятия по развитию речи?»)

 

Методика «Простые аналогии», но применима к детям от 10 лет.

Укрепление самооценки, уверенности в себе.

5. Постоянная грязь в тетради

Мелкой моторики пальцев рук.

 

 

Приёмов учебной деятельности.

Кратковременной памяти.

Психомоторная расторможенность

Предлагайте ребенку работу с бисером, складывайте мозаики из мелких деталей.

 

 

Требуется консультация невролога.

6. Плохо списывает с доски.

Приемов учебной деятельности.

Саморегуляции и произвольной деятельности.

Переключения внимания.

 

Оперативной памяти.

 

 

Психомоторная расторможенность

 

 

 

Методика Горбова «Красно-чёрная таблица»

Методики развития оперативной памяти (см. ниже таблицы).

Требуется консультация невролога.

7. Не дописывает до конца слова и/или предложения.

Звуко-буквенного анализа.

 

Концентрации и устойчивости внимания.

 

Индивидуально-типологические особенности (низкая работоспособность, медлительность)

Требуется консультация логопеда.

Работа с корректурными пробами, таблицами Шульте.

Учёт индивидуальных способностей.

8.Ошибки при слитно-раздельном написании слов

Зрительного анализа.

Фонематического восприятия.

 

Восприятия и ориентировки в пространстве.

 

Требуется консультация логопеда.

 

9. Делает замены при письме.

Например:

путает парные согласные или с-ш, з-ж, ц-ч, л-р (белка – пелка; Саша – Саса); путает оптически сходные буквы (п – т, б - д, и – у см. раздел «дисграфические ошибки»)

Фонематического слуха.

Звуко-буквенного анализа

Произношения.

Ориентировки в пространстве.

Концентрации и устойчивости внимания.

Требуется консультация логопеда.

 

 

Работа с корректурными пробами, таблицами Шульте.

10. Слишком медленный темп письма.

Работоспособности, индивидуально-типологических особенностей (медлительность).

Знания орфографических правил.

Саморегуляции  и произвольной деятельности.

Концентрации и устойчивости внимания.

 

Мелкой моторики.

 

 

Ликвидировать пробелы.

 

Работа с корректурными пробами, таблицами Шульте.

Предлагайте ребенку работу с бисером, складывайте мозаики из мелких деталей.

11. Трудности в запоминании правил.

Памяти.

Концентрации и устойчивости внимания.

 

Работоспособности.

 

Работа с корректурными пробами, таблицами Шульте.

Щадящий режим

 

Оперативная память. Если человеку нужно запомнить многое за короткий срок, он так группирует материал, чтобы его легко разложить по полочкам долговременной памяти. И происходит это в так называемой оперативной памяти. Само слово «оперативная» наводит на мысль, что она имеет отношение к некоторым операциям. Оперативная память непосредственно связана и с кратковременной памятью, из которой она черпает материал, и с долговременной, где хранятся способы его обработки. Скорость выполнения задания часто определяется объёмом памяти человека.

 

Восприятием называется процесс создания образов окружающего мира. Если этот процесс развит недостаточно, то образы, в том числе и образы букв, теряют в сознании ребёнка чёткость и полноту, и он путает буквы похожие по написанию (п-т, и – у, б – д, и – ш, ш – щ. см. раздел «дисграфические ошибки»). Результатом оказывается замена одной похожей буквы на другую и, как следствие, искажение смысла.

 

Внимание – процесс, который позволяет сосредоточиться на каком-либо объекте. Этим объектом может быть предмет, текст, любая информация, речь и так далее. Внимание обладает свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, произвольностью, распределением и объемом. Нарушение каждого из них приводит к отклонениям в поведении деятельности ребенка.

Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно в течение длительного времени сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.

Низкий уровень переключения внимания – ребенок медленно переключает сое внимание с одного объекта на другой

Недостаточная  произвольность внимания – ребенку трудно сосредоточить внимание по требованию.

Низкий уровень распределения внимания – ребенок затрудняется выполнять несколько действий одновременно.

Недостаточный объем внимания – ребенок может сосредоточиваться на слишком малом объеме информации.

 

Несформированность приемов учебной деятельности подразумевает, что школьник не владеет теми навыками учебной деятельности, которые помогли бы ему успешно справиться с любыми учебными заданиями. Такой ребенок не может выполнять требования учителя. Практический опыт: приходится часто наблюдать детей, к которым никто, до их поступления в школу, никогда не предъявлял требований. Было бы странно, чтобы ребенок, уже сформировавшись как личность, начал выполнять требования педагога. Как следствие, мы можем наблюдать низкий уровень произвольности саморегуляции, который мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованиям, сосредоточивать внимание, запоминать информацию, прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий.

 

Индивидуально-типологические особенности – это своеобразие природной организации нервной деятельности ребенка.

Низкий уровень работоспособности – недостаточная выносливость нервных клеток при интенсивных или длительных нагрузках. Дети с низкой работоспособностью быстро устают, их внимание рассеивается, и результативность мыслительной деятельности замедляется или снижается.

Медлительность психических процессов проявляется в замедленном темпе выполнения любого вида деятельности. Такому ребенку нужно больше времени на обдумывание, он тяжелее включается в новую работу или переключается с одного вида задания на другой.

 

© olga-v-korotkova

Сделать бесплатный сайт с uCoz